Дата публикации: 29.01.2024 12:04
Дата изменения: 29.01.2024 12:14

Так озаглавлена глава 2 Этического кодекса государственных служащих Республики Казахстан.
Служебная этика государственных служащих основывается на принципах:
1) добросовестности – профессионального и ответственного служения государству на благо общества.
2) честности – искреннего отношения к своим обязанностям;
3) справедливости – принятия законного решения независимо от влияния физических и юридических лиц, общественных групп и организаций и недопущения дискриминации лиц по причине предвзятости и субъективности по любым обстоятельствам;
4) открытости – проявления готовности к работе с общественностью и обеспечения прозрачности своих действий;
5) вежливости – корректного и уважительного отношения к гражданам и коллегам;
6) клиентоориентированности – принятия мер по повышению качества оказываемых государственных услуг, всецело ориентируясь на запросы населения как потребителя государственных услуг, и по недопущению проявлений бюрократизма и волокиты при рассмотрении обращений.
Сегодня и впоследствии я хочу остановиться на некоторых из этих принципов.
Профессионализм. Согласно Википедии, это особое свойство людей систематически, эффективно и надёжно выполнять сложную (профессиональную) деятельность в самых разнообразных условиях. Каждый специалист и руководитель на своем месте должны исполнять свои служебные обязанности профессионально. Для этого нужно постоянно повышать свой профессиональный уровень, перечитывать нормативно-правовые акты в данной сфере, интересоваться новшествами и изменениями в законодательстве по определенному вопросу. Ежедневное повышение квалификации, готовность принять решение в соответствии с действующим законодательством, возможность выполнить поставленную задачу в сжатые сроки, обязанность дать полный и исчерпывающий ответ налогоплательщику или участнику внешнеэкономической деятельности – вот основные черты, подтверждающие профессионализм государственного служащего.
Ответственность. Это значит быть готовым принять наказание за совершённую ошибку. Ответственность – это способность субъекта (человека, группы людей или организации) адекватно ответить за то, что ему поручено либо за то, что он взял на себя сам. Если человек сказал, что сделает – и сделал, он ответственный человек. Если он может пообещать и не сделать – это человек не ответственный. А это в свою очередь значит, что специалист и руководитель полностью осознают свои должностные обязанности, исполняют их профессионально, не сомневаются в их достоверности и правомерности. На этом основании принимаются решения по тем или иным вопросам.
Честность. Это одна из основных человеческих добродетелей, моральное качество, которое включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убеждённость в правоте дела, искренность перед другими и перед самим собой в отношении тех мотивов, которыми человек руководствуется. Честность является одним из важнейших требований нравственности. Честность связана с совестью, основана на соблюдении общественных норм и является основой доверия людей друг другу. Требование честности вытекает из необходимости взаимной координации действий при совместной деятельности и из потребностей совместной жизни людей.