- Департаменты по регионам
- Астана
- Алматы
- область Ұлытау
- Шымкент
- область Жетісу
- Акмолинская область
- область Абай
- Актюбинская область
- Алматинская область
- Атырауская область
- Восточно-Казахстанская область
- Жамбылская область
- Западно-Казахстанская область
- Карагандинская область
- Костанайская область
- Кызылординская область
- Мангистауская область
- Павлодарская область
- Северо-Казахстанская область
- Туркестанская область
Дата публикации: 10.06.2024 09:19
Дата изменения: 10.06.2024 09:19
Налоговая проверка - проверка, осуществляемая органами налоговой службы, исполнения норм налогового законодательства РК.
Участниками налоговых проверок являются – указанные в предписании должностные лица и налогоплательщик указанный в предписании.
В случае если в ходе проверки возникают вопросы, требующие специальные знания и навыки, налоговый орган вправе привлекать к налоговой проверке специалиста, обладающего такими специальными знаниями, в таком случае специалист привлеченный к проверке составляет заключение по поставленным вопросам, указанное заключение прилагается к акту проверки.
Налоговые проверка осуществляются в следующих формах:
- Комплексные проверки;
- Тематические проверки;
- Встречные проверки;
- Хронометражное обследование.
Также налоговые проверки подразделяются на виды, это:
Периодические налоговые проверки, проводимые по особому порядку на основе оценки степени риска и внеплановые налоговые проверки.
Началом проведения налоговой проверки считается дата вручения налогоплательщику предписания. А в случае отказа в получении предписания составляется акт об отказе налогоплательщика (налогового агента) в подписи на предписании. Дата составления акта будет является датой начала проверки.
При этом, при выходе на проверке должностные лица налогового органа, проводящие налоговую проверку, обязаны предъявить налогоплательщику свое служебное удостоверение.
Должностное лицо вручает налогоплательщику подлинник предписания. На втором экземпляре предписания ставятся подпись налогоплательщика (об ознакомлении и получении предписания, дата и время получения предписания.
Налоговым законодательством установлены сроки проведения налоговых проверок:
Срок проведения налоговой проверки, указываемый в предписании, не должен превышать тридцать рабочих дней с даты вручения предписания.
Срок проведения налоговой проверки может быть продлен:
1) для юридических лиц, не имеющих структурных подразделений, индивидуальных предпринимателей и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии не более одного места нахождения в Республике Казахстан:
- налоговым органом, назначившим налоговую проверку, - до сорока пяти рабочих дней;
- вышестоящим налоговым органом - до шестидесяти рабочих дней;
2) для юридических лиц, имеющих структурные подразделения, и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии более одного места нахождения в Республике Казахстан, а также для крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу:
- налоговым органом, назначившим налоговую проверку, - до семидесяти пяти рабочих дней;
- вышестоящим налоговым органом - до ста восьмидесяти рабочих дней.
Уполномоченный орган или КГД МФ РК может продлить срок налоговой проверки для налогоплательщиков, указанных:
1) для юридических лиц, не имеющих структурных подразделений, индивидуальных предпринимателей и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии не более одного места нахождения в Республике Казахстан - до шестидесяти рабочих дней;
2) для юридических лиц, имеющих структурные подразделения, и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии более одного места нахождения в Республике Казахстан, а также для крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу - до ста восьмидесяти рабочих дней.
Сроки проверки могут быть приостановлены на период времени между датой вручения налогоплательщику требования о предоставлении сведений и документов и датой представления налогоплательщиком запрашиваемых документов. В случае непредставления налогоплательщиком документов или часть документов на требование налогового органа о предоставлении документов в ходе налоговой проверки, налогоплательщику в обязательном порядке выставляется требование о предоставлении или восстановлении указанных документов, а также извещение о приостановлении налоговой проверки. Требование налогового органа подлежит исполнению в течении 30 рабочих дней, со дня следующего за днем вручения требования в соответствии со статьей 161 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежей в бюджет».
Налогоплательщик, не представивший по требованию налогового органа документы, необходимые для проверки, обязан письменно объяснить причину не представления, также в этом случае налоговые органы привлекают к административной ответственности по ст. 288 Кодекса об административных правонарушениях за неисполнение требований налогового органа.
Также проверка может быть приостановлена между датой направления запроса налогового органа в другие государственные органы, банки и иные организации и датой получения сведений и документов по указанному запросу.
Течение срока налоговой проверки также приостанавливается на период времени между датой направления в иностранные государства запроса о предоставлении информации и датой получения по нему сведений налоговыми органами в соответствии с международными соглашениями.
При этом налоговый орган, осуществляющий налоговую проверку, обязан вручить налогоплательщику (налоговому агенту) под роспись или направить ему по почте заказным письмом с уведомлением извещение о приостановлении или возобновлении налоговой проверки не позднее трех рабочих дней с даты приостановления или возобновления с уведомлением органа правовой статистики.
Срок приостановленный в связи с вручением требования о предоставлении документов и сведений, не включается в срок налоговой проверки:
1) крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу;
2) проводимой в связи с ликвидацией юридического лица-резидента, структурного подразделения юридического лица-нерезидента, прекращением юридическим лицом-нерезидентом деятельности, осуществляемой в Республике Казахстан через постоянное учреждение, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя.
3) тематических проверок юридических лиц по вопросам трансфертного ценообразования;
- тематических проверок по подтверждению достоверности сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных к возврату;
- тематических проверок налоговых агентов по вопросу возврата подоходного налога из бюджета на основании налогового заявления нерезидента;
- тематических проверок по вопросам рассмотрения жалобы налогоплательщика (налогового агента) на уведомление о результатах проверки,
4) проводимой по основаниям, предусмотренным уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан;
5) в случае выставления налогоплательщику (налоговому агенту) требования налогового органа о представлении документов (сведений) в ходе проведения налоговых проверок;
6) в случае выставления налогоплательщику предварительного акта налоговой проверки, а также рассмотрения налоговым органом письменного возражения налогоплательщика к предварительному акту.
Срок проведения документальной проверки, кроме встречной проверки, не должен превышать:
1) для юридических лиц, не имеющих структурных подразделений, индивидуальных предпринимателей и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии не более одного места нахождения в Республике Казахстан, - шестьдесят рабочих дней;
2) для юридических лиц, имеющих структурные подразделения, и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии более одного места нахождения в Республике Казахстан, а также для налогоплательщиков, подлежащих мониторингу-сто восемьдесят рабочих дней;
При проведении хронометражных обследований в срок, указанный в предписании не может превышать 30 рабочих дней, при этом, могут включаться выходные и праздничные дни, если проверяемый налогоплательщик в указанные дни осуществляет деятельность. Хронометражное обследование может проводиться в соответствии с режимом работы налогоплательщика вне зависимости от времени суток.